Home
Чиста платонически - Судьба человЬка - 2 [entries|archive|friends|userinfo]
Платоник

[ website | Мой сайт ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Судьба человЬка - 2 [Май. 2, 2008|02:18 pm]
Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry
[Tags|]

Однажды глубокоуважаемый [info]philtrius обронилъ (цит. по пам.): "Создать классическую гимназію въ Казани не легче, чѣмъ вырастить ананасы въ Воркутѣ". Я тогда вспомнилъ исторію человѣка, который справился съ, пожалуй, еще болѣе трудной задачей (то есть въ сущности съ тою же самою). Тогда же я подумалъ, что эту исторію стóитъ разсказать въ Ж.ж., да все руки не доходили.

Небольшое предисловіе: исторію я выслушалъ на вечерѣ памяти ея главнаго героя отъ его вдовы. Это было, если не ошибаюсь, въ февралѣ 2004 года, а онъ умеръ въ декабрѣ 2003-го: рассказывая, она то и дѣло начинала плакать.

Возможно, въ Сѣти (а тѣмъ паче - въ хорошей библіотекѣ) можно найти свѣдѣнія, которыя этотъ разсказъ дополнятъ и подправятъ, но я разскажу такъ, какъ запомнилъ и воспринялъ. Я забылъ многія подробности и почти всѣ имена - то есть всѣ, кромѣ тѣхъ, что зналъ и прежде, - прошу меня простить. Даты либо не упоминались, либо я ихъ тоже позабылъ.


Когда я только начиналъ интересоваться музыкой, всѣ меломаны знали: хорошіе дирижеры есть въ Москвѣ и Петербургѣ, а также въ Прибалтикѣ. На остальныхъ просторахъ дирижеровъ, о которыхъ можно говорить всерьезъ, было два: Кацъ въ Новосибирскѣ и Шпиллеръ въ Красноярскѣ. Вотъ о Шпиллерѣ Иванѣ Всеволодовичѣ и будетъ мой разсказъ.

Искушеніе заодно изложить исторію его семьи я подавлю: это отдѣльный романъ. Упомяну только, что:
- его отецъ - очень извѣстный московскій священникъ, изъ кружка котораго вышли едва ли не все замѣтныя фигуры церковной жизни и мысли послѣднихъ десятилѣтій;
- а мать (ея дѣвичью фамилію я запамятовалъ) - изъ очень аристократической семьи: съ будущимъ мужемъ она познакомилась, состоя въ свитѣ сербской принцессы (а онъ тогда жилъ въ Рыльскомъ монастырѣ - не монахомъ, разумѣется).
Родился Ванечка, соотвѣтственно, въ Болгаріи (въ 1935-мъ). Судьбу его напророчилъ одинъ изъ старцевъ того же Рыльскаго монастыря, приславъ ему свирѣль съ запиской: "Една музика" ("една" - неопредѣленный артикль). Впрочемъ, семья изначально съ музыкальной жилкой: сестра Всеволода Дмитріевича - извѣстная оперная пѣвица. Дѣтство Ивана Всеволодовича прошло при московскомъ храмѣ Николы въ Кузнецахъ: отецъ Всеволодъ долго жилъ въ колокольнѣ, гдѣ устроилъ себѣ трехэтажную квартиру.

Долго ли, коротко ли, но нашъ герой закончилъ дирижерское отдѣленіе Московской консерваторіи. Оркестра у него, понятно, не было, и онъ былъ гастролирующимъ дирижеромъ: ѣздилъ по странѣ и игралъ съ мѣстными - какъ правило, ужасающими - оркестрами. Во время одного изъ такихъ турне его занесло и въ Красноярскъ.

Красноярскъ - городъ примѣрно такого же типа, что и моя родная Вятка: совершенное захолустье, куда въ войну свезли эвакуированные заводы, превративъ городъ въ промышленный центръ, но и совершенно растворивъ мѣстное населеніе въ пришломъ и совершенно уничтоживъ и безъ того чахлую грибницу мѣстной интеллигенціи.
Тогдашній Первый секретарь Красноярскаго обкома (его фамилію я тоже забылъ - а можетъ, она и не была упомянута) принадлежалъ къ очень привлекательному человѣческому типу, который называется "настоящій начальникъ". Это значитъ: "Это - ввѣренная мнѣ область, и я (помимо всего прочаго) хочу, чтобы тутъ можно было жить". Исторія умалчиваетъ, почему его занесло на концертъ Шпиллера: онъ былъ вообще-то, какъ принято презрительно говорить, "отъ сохи". Согласно семейному преданію, слушать тотъ концертъ было нельзя: не у всѣхъ музыкантовъ въ оркестрѣ была за плечами даже и музыкальная школа. Но такъ или иначе, послѣ концерта, согласно тому же преданію, Первый сказалъ: "Мнѣ надоѣли пьяныя рожи, - я хочу, чтобы по моему городу ходили люди со скрипками".

Итакъ, Шпиллеръ вернулся въ Москву изъ поѣздки, поставилъ чемоданы, прошелъ на кухню, зажегъ газъ и поставилъ чайникъ. Тутъ раздался истошный междугородный звонокъ: Ивана Всеволодовича приглашали создать и возглавить Красноярскій симфоническій оркестръ.

Дальнѣйшая исторія становится возможной благодаря тому, что Шпиллеръ тоже принадлежалъ къ типу хорошаго начальника. Онъ не хуже кого другого понималъ стоявшія передъ нимъ трудности, и обдумывалъ пути ихъ преодолѣнія. Поэтому въ Красноярскъ онъ пріѣхалъ съ планомъ дѣйствій, въ которомъ значились, въ частности:
- выдѣленіе жилья для музыкантовъ,
- закупка инструментовъ (за границей, за валюту);
- постройка концертнаго зала
- и проч.
Этимъ планомъ онъ Перваго покорилъ, и тотъ отвѣтилъ: "Не все сразу, но сдѣлаемъ". И сдѣлали. Шпиллеръ разъѣзжалъ по всѣмъ городамъ, гдѣ были консерваторіи, и заманивалъ въ Красноярскъ лучшихъ выпускниковъ, суля квартиры - и выполняя обѣщанное. Мало-помалу обзавелись инструментами. Потомъ (нескоро, но) былъ построенъ и концертный залъ - лучшій за Ураломъ.

Но оставалась главная трудность. Оркестръ создать легче, чѣмъ публику, которой онъ нуженъ (я подозрѣваю, что [info]philtrius имѣлъ въ виду прежде всего именно эту трудность). Шпиллеръ взялся рѣшать ее - и рѣшилъ.
Для начала онъ нашелъ человѣка, который умѣлъ хорошо говорить о музыкѣ, и выпускалъ его передъ каждымъ концертомъ, чтобы онъ разсказывалъ о тѣхъ вещахъ и композиторахъ, которые должны прозвучать. Затѣмъ Шпиллеръ сталъ разъ въ двѣ недѣли давать безплатные концерты для студентовъ въ актовомъ залѣ университета: начиналось съ того, что въ пустомъ залѣ сидѣли на заднихъ рядахъ четыре обжимающiяся парочки, а заканчивалось - тѣмъ, что открывали двери въ фойе и ставили тамъ кресла, чтобы публика не свѣшивалась съ люстръ. Самъ Шпиллеръ сталъ между тѣмъ лауреатомъ всего подрядъ, благодаря чему зазывалъ въ Красноярскъ знаменитыхъ музыкантовъ, организуя предварительно посвященныя имъ передачи по мѣстному радіо и телевидѣнію (такъ онъ и съ будущей женой познакомился - она тамъ на радіо работала), статьи въ "Красноярской правдѣ", завлекательныя афиши и т.п. Стригъ и поливалъ, стригъ и поливалъ. Я не знаю, сколько на это ушло времени, но симфоническая публика въ Красноярскѣ появилась.

Потомъ, какъ всѣмъ извѣстно, случилась Перестройка и девяностые годы, и многія культурныя институцiи были - иногда съ упоеніемъ, а иногда между дѣломъ - разрушены. Денегъ не давали совсѣмъ, Шпиллеръ пытался барахтаться, потерпѣлъ пораженіе и уже было вернулся въ Москву, - но тутъ губернаторомъ Красноярска сталъ генералъ Лебедь.
Про остальныя его дѣянія въ качествѣ губернатора я ничего не знаю, но къ оркестру онъ отнесся по-офицерски: "Сидятъ голые, босые и голодные? - Одѣть, обуть, накормить!"
Шпиллера вызвали обратно. На приведеніе оркестра въ чувство и въ форму ушло три мѣсяца, а потомъ былъ первый концертъ - послѣ перерыва въ нѣсколько лѣтъ. Намъ показали его видеозапись. Сперва говорилъ Лебедь - немного безтолково, но съ чувствомъ: дескать, мы очень горды, что у насъ такой оркестръ, и мы будемъ стараться, чтобы и впредь. Затѣмъ на сцену вышелъ Шпиллеръ - и залъ всталъ. Я прослезился. Честное слово, ради такого стóитъ жить.

Лебедь, тоже будучи "отъ сохи", оркестромъ не на шутку увлекся - возможно, по тому психологическому закону, по которому благодѣтель проникается симпатіей къ тому, кому онъ содѣялъ благо. Онъ ходилъ на всѣ концерты - не поболтать со свитой въ ложѣ, а въ самомъ дѣлѣ послушать, а послѣ концертовъ подходилъ поговорить ("Все-таки Малера я никакъ не пойму, зато вотъ Брамсъ у васъ сегодня былъ просто изумительный. Я вотъ вспомнилъ, какъ…")

Лебедь разбился в 2002-мъ. Шпиллеръ пережилъ его на годъ. Передъ отпѣваніемъ гробъ поставили въ концертномъ залѣ. Очередь изъ пришедшихъ попрощаться вытянулась на полъ-улицы: мимо гроба народъ шелъ шесть часовъ. Что сейчасъ съ оркестромъ, я не знаю.
ссылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: [info]bohinj
2008-05-02 10:24 am none (UTC)

(Link)

Спасибо.
Дам ссылку у себя.
[User Picture]From: [info]petrark
2008-05-02 10:28 am none (UTC)

(Link)

Спасибо большое, замечательная история. Я вот ничего не знал о Шпиллере.
Как Вы полагаете, имеет ли смысл дать на этот пост ссылку в ru_classical? Я бы у себя дал, с Вашего позволения.
[User Picture]From: [info]platonicus
2008-05-02 10:30 am none (UTC)

(Link)

Ради Бога, буду радъ.
[User Picture]From: [info]in_b
2008-05-02 10:36 am none (UTC)

(Link)

хорошая история. спасибо
[User Picture]From: [info]karamazov4
2008-05-02 10:50 am none (UTC)

(Link)

Спасибо. До обидного мало таких историй рассказывается - как человек взялся за Дело и сделал его.
[User Picture]From: [info]sokol_888
2008-05-02 11:05 am none (UTC)

(Link)

Да, Шпиллер весма подходящая фамилия в етом случае, хоть и дирижер ). Только 'една музика' означает 'само музика', только музика, одной музикой.
[User Picture]From: [info]platonicus
2008-05-02 11:13 am none (UTC)

(Link)

Мисля че не, - иначе цялата бележка няма смисъл. Работата била там, че Шпиллеровци били на гости у стареца, и след това той им изпратил свирката с бележка "за малкия - една музика". Старецът бил съвсем неграмотен човек, могъл е да рече "музика", имайки пред вид "музикален инструмент".
From: [info]person75
2008-05-02 11:11 am none (UTC)

(Link)

спасибо, очень интересно!
[User Picture]From: [info]leonid_b
2008-05-02 12:09 pm none (UTC)

(Link)

Известная, но тем более отличная история. Только генерала Лебедя не назначили, это анахронизм. Он бы выбран местным населением.
[User Picture]From: [info]platonicus
2008-05-02 12:27 pm none (UTC)

(Link)

Да, исправляю.
[User Picture]From: [info]mara_zm
2008-05-02 12:14 pm none (UTC)

(Link)

офигенская история!!!
[User Picture]From: [info]mochalkina
2008-05-02 12:16 pm none (UTC)

(Link)

спасибо, замечательная история.

Я, с Вашего позволения, попиарю ее немножечко.
[User Picture]From: [info]platonicus
2008-05-02 12:29 pm none (UTC)

(Link)

Буду очень признателенъ.
[User Picture]From: [info]mar_gel
2008-05-02 12:44 pm none (UTC)

(Link)

Замечательная история, спасибо!
[User Picture]From: [info]th3
2008-05-02 01:10 pm none (UTC)

замечательная история

(Link)

Упорство и труд все перетрут :-)
Теперь славу музыкальному Красноярску приносит Хворостовский.
[User Picture]From: [info]seminarist
2008-05-02 01:18 pm none (UTC)

(Link)

Чудная история, спасибо.
[User Picture]From: [info]burrru
2008-05-02 01:32 pm none (UTC)

(Link)

Спасибо Вам! Замечательная история.
[User Picture]From: [info]velmistr
2008-05-02 01:40 pm none (UTC)

(Link)

Благодарю Вас, очень интересная история. Имя Шпиллера мне известно, даже приходилось один раз слышать БСО под его управлением - это было, если не ошибаюсь, на праздновании 90-летия Хренникова, то есть за полгода до кончины дирижёра, однако ни о Красноярске, ни о том, что его уже нет в живых, не знал.
[User Picture]From: [info]shusy
2008-05-02 02:38 pm none (UTC)

(Link)

Оркестр и сейчас существует. Концерты происходят регулярно. Традиции заложенные Иваном Всеволодовичем, продолжаются. Концерты для студентов насколько мне известно даются и по сей день. Есть абонемент для младших школьников.

Мне повезло. Был среди тех студентов которые два раза в месяц совершенно бесплатно ходили на концерты, иногда такие, что московские друзья от зависти давились. Это счастье для меня продолжалось 7 лет. Правда после возвращения уже ходил не так часто.

Рассказывал перед концертами Евгений Андреевич Лозинский. Он кроме всего прочего вел в местном университете курс на 3 семестра - "Основы музыкальной культуры". При этом на все занятия кроме этих было свободное посещение, на Музкультуру строго обязательное. Но дело даже не в этом, старшие курсы, которые уже прослушали этот курс, по возможности ходили на чужие лекции.

Лозинский преподавал в местном институте искусств, который закончил Хворостовский, с ним они были дружны.
[User Picture]From: [info]platonicus
2008-05-03 08:46 pm none (UTC)

(Link)

С вашего позволенія, вынесу въ запись съ дополненіями.
[User Picture]From: [info]blog4shock
2008-05-02 02:54 pm none (UTC)

(Link)

Спасибо
[User Picture]From: [info]husainov
2008-05-02 03:08 pm none (UTC)

(Link)

Великолепная история. Спасибо!
[User Picture]From: [info]ammosov
2008-05-02 04:48 pm none (UTC)

(Link)

Хороший execution - и с секретарем обкома повезло опять же, и с краем.
[User Picture]From: [info]platonicus
2008-05-02 07:33 pm none (UTC)

(Link)

Спасибо на добромъ словѣ, но васъ я не хочу у себя видѣть.
[User Picture]From: [info]nigdeja
2008-05-02 06:15 pm none (UTC)

(Link)

Спасибо.

Основатель и руководитель Новосибирского симфонического оркестра А.М.Кац умер в прошлом году на репетиции оркестра в Пекине.
[User Picture]From: [info]vasq
2008-05-03 04:23 am none (UTC)

(Link)

Да... но без "руководящей и направляющей" ничего бы этого не было, какой бы супер замечательный профессионал не был этот человек.
[User Picture]From: [info]oboist_ru
2008-05-03 06:06 pm none (UTC)

(Link)

Интересно, но невозможно читать из-за ятей и прочей...
[User Picture]From: [info]platonicus
2008-05-03 08:41 pm none (UTC)

(вЬжливо)

(Link)

Если бъ я зналъ заранѣе, что зайдете вы, я бы, разумѣется, обошелся безъ ятей и еровъ.
[User Picture]From: [info]vict_or
2008-05-03 06:48 pm none (UTC)

(Link)

Уточню, что тетка Ивана Всеволодовича - Наталья Дмитриевна Шпиллер, с 1935 по 1958 год солистка Большого театра, действительно замечательная певица и еще жена Святослава Николаевича Кнушевицкого - выдающегося виолончелиста, которого у нас в Саратове очень любили, и как музыканта, и как земляка.
Я в Саратове застал начало дирижерской карьеры Шпиллера (он был у нас вторым дирижером). Тогда это был барчук, красавец, несколько самовлюбленный, в дружеских компаниях именовавший себя "Яном". Видимо, по-человечески он сильно переменился со временем. Я слышал о такой перемене и от Павла Юхвидина, который сотрудничал с ним в Красноярске (в частности, говорил вступительные слова к его концертам, не знаю, его ли Вы имеете в виду).
Простите, с ятями писать не умею. Но читать когда-то насобачился, у моих родственников в Москве была шикарная библиотека с дореволюционными изданиями.
[User Picture]From: [info]platonicus
2008-05-03 08:44 pm none (UTC)

(Link)

С вашего позволенія, вынесу въ запись съ дополненіями.
[User Picture]From: [info]crusoe
2008-05-04 11:39 am none (UTC)

(Link)

Спасибо.
[User Picture]From: [info]ra_net_ka
2008-05-12 09:26 am none (UTC)

(Link)

Спасибо, прочитала с большим интересом, хотя, конечно, история мне знакома, т.к. живу в Красноярске и тоже посещала по абонементу концерты. Позвольте поправить.
"Тогдашній Первый секретарь Красноярскаго обкома (его фамилію я тоже забылъ - а можетъ, она и не была упомянута)"
Его имя Павел Стефанович Федирко, в то время руководителем края, первый секретарь крайкома КПСС (обкома - неверно, т.к. у нас край, а не область).
http://www.krasdin.ru/2005-11-12/s085.htm
http://www.ktotam.ru/person.html?id=599759"e_id=1978385&type_quote=p2p&tab=1&opage=1
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>