Греческая трагедiя или христiанская догма – это размышленiя взрослаго о судьбѣ человѣка, въ отличiе отъ подростковаго сентиментализма современной философiи. (Nicolás Gómez Dávila)
Классической русской культуры хватило бы хоть на триста, хоть на пятьсотъ миллiоновъ человѣкъ. Возможно - на миллiардъ. "Украинство" собранo из того, что не пригодилось ни русскимъ, ни полякамъ. Вышло то, что вышло - "Кобзарь" въ качествѣ центральнаго произведенiя, Конотопская битва въ качествѣ ключевого события, всякiе <выдумки> для совсѣмъ ужъ <придурковъ> - "казаки-кшатрiи", "Запорожская республика", "конституцiя Пилипа Орлика". Этого было бы недостаточно даже для маленькой балканской страны. И у Сербiи, и у Хорватiи исторiя и культура куда солиднѣе. На "Кобзарѣ" и Конотопѣ смогла бы продержаться разве что Македонiя.
Откуда бы у нас быть вольтерьянцамъ старыхъ временъ? Только большевицкiе, самые безкультурные, образцы безбожiя... Ничего удивительнaго. Но надо сказать, что мнѣ, грѣшному, всегда хотѣлось встретиться и поговорить съ настоящимъ, аристократическимъ, очень знающимъ и культурнымъ, атеистомъ образца золотого времени атеизма - начала XIX вѣка. Были же люди! А попадаются въ основном лѣнивые безбожники.